Ladoga Baltic Fund for Nature

Федеральное законодательство

Указ Президента РФ "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1996 год), разработанный в развитие программных документов, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) - основополагающий документ в области охраны окружающей среды в России. В Концепции впервые было введено понятие емкости экосистем и необходимости проведения оценки хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем в целях определения допустимого на них антропогенного воздействия.


Из множества законодательных и нормативно-правовых документов особый интерес представляют следующие Законы РФ:

"Об охране окружающей среды", от 19.12.91 г. (с дополнениями 1992 и 1993 гг.).

Целью данного Закона является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объектами охраны Закон объявляет естественные экологические системы, землю, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, животный мир, генетический фонд и природные ландшафты. Впервые в Российском законодательстве введено понятие платности природопользования, которое включает плату за природные ресурсы (право пользования, штрафы за нерациональное использования, плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды и другие воздействия).

Плата в соответствии с Лесным Кодексом, Водным Кодексом и Законом "О недрах" поступает в следующих соотношениях: 40% в федеральный бюджет, 60% - в бюджеты субъекта федерации, в которых или создаются специальные целевые строки в доходной и расходной частях бюджета, или создаются специальные фонды по охране и восстановлению природных ресурсов. Не менее 50% из поступлений должны быть использованы для охраны и восстановления природных ресурсов.

Описываемый здесь Закон "Об охране окружающей среды" является рамочным, то есть механизм перечисления плат и их размеры в нем отсутствуют. Платность природопользования в этом Законе только продекларирована. Он явился базовым для разработки законодательства по отдельным видам природных ресурсов.

Недостатком этого Закона является то, что он не содержит разграничительных признаков иерархических уровней распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности.


"О животном мире", от 22.03.95 г.

Этот Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия и создания условий для устойчивого существования животного мира и сохранения генетического фонда диких животных.


"Об особо охраняемых природных территориях", от 15.02.95 г.

Законом определены категории и виды охраняемых территорий, а также режимы их охраны. Он направлен на сохранение как уникальных, так и типичных природных комплексов и объектов.


"Водный Кодекс Российской Федерации", от 18.10.95 г.

Водное законодательство представляет особый интерес при рассмотрении вопроса об интегральном эколого-хозяйственном управлении прибрежными территориями. В нем указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов являются составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 4). В Кодексе введено понятие водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (статья 111). Рамочно оговорены режимы хозяйственной деятельности в них. Установлены основные принципы экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Законодательно установлена платность водопользования. В соответствии со статьей 34 Водного Кодекса в Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты.


Закон "Об экологической экспертизе"

Это один из немногих законов прямого действия. До сих пор регулирование экологических отношений в нашей стране ориентировано на ликвидацию негативных последствий как хозяйственной деятельности, так и природных катаклизмов, многие из которых (например, наводнения и подтопления территорий) можно было бы легко избежать путем возведения соответствующих инженерных сооружений). Принятием этого Закона созданы реальные правовые предпосылки для перехода от ликвидации негативного последствия хозяйственной деятельности на состояния окружающей среды к его предупреждению на ранних стадиях принятия хозяйственных и иных решений.


Из Постановлений Правительства РФ, в связи с рассматриваемой проблемой, можно отметить следующие:

No 1404 от 23.11 96 г. "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос" (в развитие Водного Кодекса РФ), где установлены основные принципы определения размеров этих водоохранных территорий и установления режима хозяйственной деятельности в них.

Для таких водоемов как Ладожское озеро величины водоохранных зон и защитных полос определяются в проекте специальным расчетом. Рекомендуемые ППРФ љ 1404 по отношению к озерам (в зависимости от площади зеркала) размеры ВЗ в данном случае не применимы. Конкретные цифры для Ладоги приведены в разделе 2.2.2. "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы Ладожского озера".


No 716 от 16.06.97г. "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов".

В этом Постановлении, в частности, на специально уполномоченные органы контроля за использованием и охраной водного фонда возложен контроль за соблюдением порядка установления границ прибрежных защитных полос и водоохранных зон на территории Российской Федерации, а также за режимом их использования.


No 818 от 22.07.98 г. "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" (в развитие Водного Кодекса РФ).

Во исполнение этого Постановления Налоговая служба РФ разработала инструкцию о порядке взимания и внесения платы за пользование водными объектами.

Change language

About project
  • Предыстория проекта
  • Цели и задачи
  • Исполнители

  • Legislative basis
  • Законодательство
  • Бассейн Ладожского озера как объект управления

  • Environment
  • Геоморфология и ландшафты
  • Климат
  • Водные сообщества
  • Береговая полоса
  • Наземные экосистемы

  • Natural resources
  • Минеральные
  • Сельское хозяйство
  • Лесные
  • Рыбные
  • Охотничьи
  • Туристические

  • Protected areas
  • Ленинградская область
  • Республика Карелия

  • Social and demographic situation
  • История региона
  • Численность и структура населения
  • Структура занятости населения

  • Economy
  • Промышленность
  • Недропользование
  • Сельское хозяйство
  • Лесное хозяйство
  • Рыбное хозяйство
  • Охота
  • Туризм
  • Транспорт
  • Экономика природопользования

  • Ecological assessment
  • Источники антропогенного воздействия
  • Оценка состояния компонентов экосистем
  • Горячие точки

  • Biodiversity conservation
  • Сценарии развития
  • Предлагаемые стратегии

  • Literature

    About website
  • Карта сайта
  • Ссылки
  • Контактная информация
  • webmaster@www.krc.karelia.ru