Ladoga Baltic Fund for Nature

Законодательство

Акватория самого Ладожского озера принадлежит двум субъектам Российской Федерации - Ленинградской области и Республике Карелия, ввиду чего, на основании статьи 36 "Водного Кодекса РФ", Ладожское озеро является федеральной собственностью.

Учитывая уникальность Ладожского озера, его социально-экономическое значение, 7 декабря 1984 года Совет Министров СССР принял Постановление љ 1212 "О дополнительных мерах по обеспечению охраны и рационального использования водных и других природных ресурсов бассейна озер Ладожского, Онежского и Ильмень". В нем перечислялись основные природоохранные мероприятия, направленные на упорядочивание хозяйственной деятельности в регионе. В частности, к 1991 году предполагалось полное прекращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты бассейна.

В 1988 году институтом "Ленгипроводхоз" была разработана "Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Невы", составной частью которой явились "Временные правила охраны вод озер Ладожского, Онежского и Ильмень". Однако первые попытки организовать скоординированное управление территорией бассейна Ладожского озера оказались нереализованными.

Другим документом, имевшим целью упорядочивание хозяйственной деятельности как в границах береговой зоны, так и в целом на водосборном бассейне озера, стал проект федерального Закона "Об охране природной среды Ладожского озера и его бассейна", регламентирующего управление территориями, входящими в бассейн Ладожского озера (1996 г.).

Проектом Закона управление территорией бассейна (2/3 Ленинградской области,1/2 Карелии, часть Новгородской, Псковской и Архангельской областей) передается в ведение РФ. Для решения вопросов, связанных с управлением качеством природной среды Ладожского озера и его бассейна, предлагалось образовать Комиссию по охране и рациональному использованию ресурсов Ладожского озера при Правительстве Российской Федерации. Разработка Программ и их правовое обеспечение, финансирование приоритетных природоохранных мероприятий, международное сотрудничество в сфере охраны природы также предложено передать в ведение РФ.

Сама по себе попытка правовым путем защитить от деградации Ладожское озеро возражений не вызывает, однако в настоящее время в условиях глубокого экономического кризиса и нестабильной политической обстановки вызывает сомнение возможность реализации Закона, ориентированного на деятельность Комиссии, возглавляемой представителем Президента РФ и состоящей из заместителей глав администраций субъектов Федерации. Проект Закона получил отрицательные отзывы как субъектов Федерации, так и специально уполномоченных органов в области охраны и использования природных ресурсов, ввиду чего на рассмотрение в Государственную Думу передан не был.

В настоящее время нормативно-правовая база, которая лежит в основе природоохранной деятельности в регионе, складывается из международных договоров и конвенций, федерального и регионального законодательств, а также соглашений между субъектами Федерации.

На федеральном уровне еще в 80-е и начале 90-х годов в СССР была разработана система стандартов в области охраны природы. В нее входит 61 документ, касающийся общих требований к охране поверхностных и подземных вод, норм и методов измерений загрязненности атмосферного воздуха, классификации почв по степени загрязнения и т.п.

Современное Российское законодательство в области охраны окружающей среды и рационального природопользования достаточно развито. Только на федеральном уровне за период 1995-98 гг. по этим вопросам было принято 22 закона и 94 Постановления Правительства Российской Федерации.

Все Законы, в том числе и природоохранные, имеют так называемый рамочный характер, то есть намечают лишь контуры практической реализации правового и экономического механизмов как охраны окружающей среды, так и рационального природопользования. Без подзаконных нормативно-правовых актов, которые являются инструментом воплощения их в практику, законы работать не могут. При этом именно субъекты Российской Федерации могут и должны конкретизировать через местное законодательство установочные положения федеральных законов.

На региональном уровне и в Ленинградской области, и в Республике Карелия также принят ряд законодательных актов, регламентирующих природопользование в Ладожском регионе и конкретизирующих положения Федерального законодательства.

В обоих субъектах федерации законодательные акты, касающиеся вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов, безусловно, являются шагом вперед по сравнению с федеральным законодательством. Они, несомненно, отражают интересы не только конкретных субъектов, но и всего Северо-Западного региона. Механизмы применения законов на практике также определяются постановлениями и решениями соответствующих субъектов.

Change language

About project
  • Предыстория проекта
  • Цели и задачи
  • Исполнители

  • Legislative basis
  • Законодательство
  • Бассейн Ладожского озера как объект управления

  • Environment
  • Геоморфология и ландшафты
  • Климат
  • Водные сообщества
  • Береговая полоса
  • Наземные экосистемы

  • Natural resources
  • Минеральные
  • Сельское хозяйство
  • Лесные
  • Рыбные
  • Охотничьи
  • Туристические

  • Protected areas
  • Ленинградская область
  • Республика Карелия

  • Social and demographic situation
  • История региона
  • Численность и структура населения
  • Структура занятости населения

  • Economy
  • Промышленность
  • Недропользование
  • Сельское хозяйство
  • Лесное хозяйство
  • Рыбное хозяйство
  • Охота
  • Туризм
  • Транспорт
  • Экономика природопользования

  • Ecological assessment
  • Источники антропогенного воздействия
  • Оценка состояния компонентов экосистем
  • Горячие точки

  • Biodiversity conservation
  • Сценарии развития
  • Предлагаемые стратегии

  • Literature

    About website
  • Карта сайта
  • Ссылки
  • Контактная информация
  • webmaster@www.krc.karelia.ru