Закон "О комплексном природопользовании" закрепляет систему принятия решений по комплексному управлению природопользованием и включает в себя оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду на основе эколого-хозяйственного зонирования территории, введения территориальных экологических требований и ограничений и закрепление последних в договорах на комплексное природопользование, которые предполагается заключать с муниципальными образованиями.
Этот Закон даже в своем рамочном виде закрепляет совершенно новую
систему интегрального управления территориями - систему эколого-хозяйственного
управления на основе устойчивого развития, по тем принципам, которые
провозглашались еще в "Концепции перехода РФ к устойчивому развитию", и которые
не нашли отражения в последних поправ- ках к Федеральному Закону "Об охране окружающей среды".
Принципиальной новизной проекта областного Закона "Об особо охраняемых природных территориях Ленинградской области" является подход к установлению категорий ООПТ областного и местного значения с учетом основополагающего принципа создания экологического каркаса территории. Этот каркас должен включать в себя водоохранные зоны водных объектов, собственно особо охраняемые природные территории и территории с особым режимом природопользования (земли, которые исчерпали ассимиляционную емкость).
В проекте областного Закона "Об особо охраняемых природных территориях ЛО", помимо перечисленных в одноименном Федеральном Законе, выделены новые категории, такие как территории береговых зон водных объектов. Это - природные территории, которые выделяются с целью сохранения эталонов природных комплексов прибрежных зон, сохранения прибрежных участков с высоким биологическим разнообразием и продуктивностью, сохранения мелководных участков акваторий с наиболее интенсивными естественными процессами биологической очистки воды.
Новым положением проекта Закона является то, что перечень категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и местностей является открытым. Это дает возможность при изменении социально-экономических, хозяйственных или экологических условий соответствующим образом изменить перечень категорий ООПТ путем внесения поправок в данный Закон.
Областной закон "О плате за пользование водными объектами на территории Ленинградской области", принятый в третьем чтении Законодательного собрания области 29 июня 1999 года, устанавливает ставки плат за пользование водными объектами и порядок зачисления этих плат. Размер плат дифференцирован по бассейнам (р. Нева, Балтийское море, р. Волга и бассейны прочих рек и озер).
В соответствии с размерами установленных ставок в бюджет Ленинградской области в текущем году должно поступить 18.7 млн. руб., из которых 3.8 млн. руб. в соответствии с областным Законом "О бюджете Ленинградской области на 1999 год" выделено отдельной целевой строкой на работы по охране и восстановлению водных объектов. Кроме того, в соответствии с федеральным Законом "О недрах", в бюджет на воспроизводство минерально-сырьевой базы должно поступить 14.2 млн. руб. И, наконец, плата за пользование лесными ресурсами, перечисляемая в областной бюджет, составит в этом году 36.9 млн. руб.