С 1997 г. комитет природопользования и экологической безопасности
Правительства Ленинградской области разрабатывает областной закон "Об особо
охраняемых природных территориях Ленинградской области" в целях создания
законодательной базы Ленинградской области в сфере ООПТ.
Концепция проекта областного закона предусматривает поэтапное реформирование отношений в сфере охраны, функционирования и развития особо охраняемых природных территорий. Этапы представлены в виде последовательных действий, которые заключаются в разработке и принятии закона, нормативных и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию законодательного акта.
Основными исходными положениями Концепции являются:
особенности природной среды и природопользования Ленинградской области.
постепенное исчезновение естественных наземных сообществ; деградация всех видов экосистем, в том числе лесных, прибрежных и водных в результате нерегулируемой рекреации; увеличивающаяся степень нарушенности и деградации природных комплексов в результате других видов деятельности; использование нерациональных способов ведения хозяйства; ухудшение качества стаций мигрирующих видов и, следовательно, увеличение риска сокращения биологического разнообразия и снижение устойчивости природных комплексов.
наличие ряда недостатков в существующей сети особо охраняемых природных территорий; небольшая площадь; отсутствие отдельных категорий ООПТ; малая доля ООПТ, где сохраняются природные сообщества на разных стадиях их естественной эволюции; комплекс ООПТ не является сбалансированной системой, не решены вопросы управления и финансирования ООПТ и т.д.
В 1998 году под руководством комитета разработана "Областная целевая программа поддержки и развития особо охраняемых природных территорий Ленинградской области до 2005 года". Конечной целью Программы является обоснование финансовой поддержки существующей сети особо охраняемых природных территорий и плана дальнейшего развития ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов. Программа носит социальный характер, так как в улучшении экологической обстановки на территории Ленинградской области и сохранении ее уникальной природы для будущего поколения людей заинтересовано практически все население Ленинградской области.
Программа не только обосновывает необходимое финансирование ООПТ,
но и является стратегией экологической политики в сфере ООПТ на территории
Ленинградской области. В Программе предусмотрено проведение природоохранных,
организационно-технических, административно-технических, лесохозяйственных и
социально-хозяйственных мероприятий. Программой предусматривается создание
правовой базы, проектирование новых ООПТ, подготовка кадров, проведение
научно-исследовательских и проектных работ. Программа является развитием
Комплексной схемы охраны природы Ленинградской области до 2005 года, при ее
разработке использованы материалы научных исследований, в том числе проводимых
в рамках международных программ, проекты организации новых ООПТ и т.д. Программа
разработана Санкт-Петербургским Научным Центром Российской Академии Наук при
учас- тии Санкт-Петербургского НИИ Лесного хозяйства, Биологического НИИ СПбГУ,
Ботанического института им. Комарова РАН, НИИПградостроительства и АО "Инэкол".
На настоящий момент общая площадь ООПТ
в районах Ленинградской области, относящих- ся к Ладожскому региону, составляет 0.54% от всей территории
(при среднеобластном показателе 3.02%), в т.ч. по районам: (1) Приозерский
район - 2.4%; (2) Всеволожский район - 1.7%; Кировский район - 0.07%;
Волховский район - 0.05%; Лодейнопольский район - 12.3% (Рис. 5). Ряд ООПТ находится в стадии
проектирования.