Сценарий 1. Сохраняется существующая практика управления территориями и взаимоотношения управленческих структур и общественных и научных организаций; экономическое положение остается прежним или улучшается.
Общая динамика природной среды и природопользования.
Продолжается или повышается нагрузка на большинство природных
ресурсов Приладожья, а процесс их использования слабо контролируется и регулируется. При этом усиливаются процессы эвтрофикации и накопления техногенных загрязнителей в озере как по естественным причинам, так и в связи с деятельностью человека.
Отсутствие должного количества ООПТ вокруг Ладоги и на самом озере (или отсутствие реальной охраны ценных территорий даже при условии декларирования их наличия властными структурами) приведет к дальнейшей деградации природных ресурсов.
Наиболее ощутимыми региональными факторами воздействия станут:
(1) бесконтрольная вырубка лесов вдоль берегов озера и других водоемов,
(2) неконтролируемые рекреация и дикий туризм (который особенно опасен на островах),
(3) неконтролируемое (или полулегальное) строительство в водоохранных зонах, на ценных в природном отношении территориях и в районах и без того подвергающихся наибольшему прессу со стороны человека (южное и юго-западное Приладожье),
(4) интенсивное любительское и полупромышленное рыболовство и охота.
Непосредственные последствия для природной среды.
Под особую угрозу попадают эндемичные формы животных и растений, поскольку их утрата станет невосполнимой для разнообразия жизни на всей планете.
Совокупность природных и непосредственных техногенных факторов будет
постепенно приводить к деградации и исчезновению целых биотопов. Эвтрофикация и рекреационная нагрузка в южном Приладожье уже привели к активному зарастанию песчаных пляжей.
Другие возможные факторы негативного воздействия на природу региона.
Транспорт. Как в случае сохранения современных
тенденций в экономике (увеличение доли экспорта ресурсов для получения
необходимых средств), так и при экономическом росте региона прогнозируется
развитие транспорта, и в первую очередь, водного. Бесконтрольное развитие
водного транспорта несет усиление загрязнения озера нефтепродуктами и
является источником биологического загрязнения.
Сельское хозяйство. Продолжение деградации сельского
хозяйства даже в течение нескольких лет приведет к утрате ряда важных
агро-экосистем, что в свою очередь будет иметь в целом негативные последствия как для региона (заболачивание территорий, нарушения почвенного покрова и т.п.), так и для всего континента, поскольку сельскохозяйственные угодья Приладожья обеспечивают Беломоро-Балтийский миграционный путь.
Практика управления природопользованием. Отсутствие
конкретной законодательной базы по охране биоты озера и прилегающих территорий
на региональном уровне и углубление различий в нормативно-правовой базе соседних
субъектов Российской Федерации обуславливает невозможность принятия
конкретных средне- или долгосрочных мер по рациональному природопользованию в
регионе.
Отсутствие координации в действиях различных организаций и ведомств, а также неохотное финансирование исследовательских и мониторинговых работ не даст возможности получить полные и сравнимые данные по биоресурсам озера и его продуктивности. Такая ситуация в свою очередь не позволяет организовать (рациональное, устойчивое) лимитированное использование биоресурсов.
Природоохранные работы финансируются недостаточно и неэффективно.
Нет системы лоббирования природоохранных интересов. Отсутствует понимание того,
что в рамках программы "устойчивого развития" могут быть организованы
экономически эффективные, прибыльные предприятия. Природоохранные работы
воспринимаются только как "затратный" сектор.
Отношение людей к природе. Низкий уровень экологической образованности ответственных лиц, местных руководителей вместе со слабой информированностью местного населения сохраняется.
Средне- и долгосрочные перспективы.
При таком развитии ситуации в целом можно ожидать постепенное
снижение ценности территории и акватории, но через несколько лет процесс
деградации будет уже не остановить, как это случилось, например, с
эвтрофикацией Ладожского озера (см. "Природная
среда"). Невозможность остановки деградации природной среды в регионе,
когда она начинается, объясняется огромной инертностью Ладоги как крупнейшего пресноводного бассейна.
Таким образом, если развитие пойдет по данному сценарию вне
зависимости от изменений экономической ситуации в регионе и в России в целом,
через определенный временной период Ладожское озеро утратит уникальные объекты
природной среды, в водоеме произойдет резкое снижение качества воды, что в свою
очередь будет представлять угрозу для нескольких миллионов человек в восточной
Балтике и во всем Балтийском регионе (см. "О
проекте" и "Природная среда").
Сценарий 2. Усилия научных и общественных организаций встречают понимание и поддержку со стороны местных и районных администраций; появляющиеся ресурсы направляются на решение приоритетных природоохранных задач.
Общая динамика природной среды и природопользования.
Процессы эвтрофикации и накопления техногенных загрязнителей в
озере какое-то время продолжаются по природным причинам (см. "О проекте"). Однако снижается нагрузка на
большинство природных ресурсов Приладожья, процесс их использования четко контролируется и скоординированно регулируется - на первых этапах административно, а в последствии на местном (муниципальном) уровне.
Система непосредственной охраны природных комплексов и редких видов.
Разрабатываются предложения по созданию эффективной сети
охраняемых территорий и акваторий Ладожского озера. Расширение системы ООПТ
происходит поэтапно и на основе детальных научных обоснований, что позволяет
гарантировать сохранение наиболее уязвимых и уникальных комплексов Приладожья.
Прежде всего, это относится к береговой зоне, архипелагам и изолированным
островам. Одновременно при создании ООПТ их потенциальный статус определяется
и на основе экономических расчетов.
Особое внимание в работе ООПТ, природоохранных организаций,
просветительских и образовательных мероприятиях уделяется эндемичным формам
животных и растений.
Административно-правовое обеспечение природопользования в регионе.
Начинает реально работать Координационный совет по Приладожью. Разрабатывается проект Комплексной региональной и/или федеральной программы по сохранению биологического разнообразия Ладожского озера. Реализация такой программы позволит, прежде всего, снять угрозу с жизненных форм-эндемиков, позволит провести оценку современного состояния биоресурсов озера и их продуктивности. Следовательно, появляется возможность долгосрочного прогнозирования и устойчивого использования природных ресурсов.
Региональные законодательные акты, направленные на
обеспечение процесса устойчивого развития в регионе, согласовываются между
субъектами РФ как в рамках работы Координационного Совета, так и в двустороннем порядке.
Практика управления природопользованием. Средне- и долгосрочные программы устойчивого развития Ладожского региона опираются на данные мониторинговых исследований и корректируются в соответствии с представляемыми рекомендациями. Особое внимание уделяется проблемам привлечения специалистов различного профиля к разработке программ развития региона и повышения квалификации лиц, ответственных за принятие решений в регионе.
Социально-экономическое развитие.
Промышленность и транспорт. Для Приладожья разрабатываются и принимаются особые правила и нормативы по промышленным и иным загрязнителям (на основе данных мониторинга и прогнозов). Проводится оценка влияния судоходства на экосистемы озера, разрабатываются правила судоходства, что позволит сократить опасность загрязнение озера с судов и резко ограничит возможности биологического загрязнения озера.
Сельское хозяйство. Разрабатывается и
осуществляется программа поддержки сельского хозяйства в регионе.
Развиваются различные формы сельскохозяйственных предприятий. В первую очередь
поддерживаются те хозяйства, которые в своей деятельности учитывают специфику
природных систем Приладожья и используют современные методы. При наличии
ресурсов, на первом этапе проводится восстановление мелиоративных систем и
части сельскохозяйственных земель на территориях международного значения в
Приладожье.
Туризм, охота, рыболовство. В рамках ООПТ и на
остальной территории усиливается контроль за водоохранными зонами,
разрабатывается и осуществляется программа развития местного и экологического
туризма, осуществляется контроль за развитием любительского рыболовства и
охоты, как через административные структуры, так и посредством образовательных и воспитательных мероприятий. Программы развития муниципальных образований включают альтернативные источники повышения жизненного уровня местных жителей.
В муниципальных образованиях и в регионе накапливается опыт по осуществлению новых форм хозяйствования, и в первую очередь на ООПТ, которые являются экономически целесообразными и прибыльными. Природоохранные и природовосстановительные мероприятия перестают расцениваться как исключительно "затратный" сектор. В регион привлекаются инвесторы.
Отношение людей к природе. Ведется работа по информированию населения региона о ценностях окружающей их природы, проблемах региона и путях их решений. Местное население начинает принимать все большее участие в работе муниципалитетов.
При развитии ситуации по данному сценарию следует ожидать действительного достижения задачи так называемого "устойчивого развития", когда сохранение и развитие природной среды ставится на один уровень с социальной и экономической сферами. В таком случае природные комплексы и природные ресурсы Ладожского озера и его водосборного бассейна будут сохранены и восстановлены. Одновременно будет подготовлена база для успешного экономического развития региона. В целом будет обеспечена стабильность одного из важных факторов, влияющих на состояние всего Балтийского региона и жизнь многих миллионов человек.
Первый из предложенных сценариев является пессимистическим, так как в нем при решении сиюминутных задач развития общества не принимаются во внимание проблемы окружающей среды. Более того, в ряде регионов России решения зачастую принимаются именно по такому сценарию (с теми или иными модификациями). Однако изменения, происходящие в России в последнее десятилетие и затронувшие, в первую очередь, наиболее развитые регионы государства, вряд ли позволят полностью игнорировать природоохранные вопросы при планировании и осуществлении региональных программ развития.
Второй сценарий для региона можно считать близким к идеальному, поскольку здесь предполагается, что вопросы сохранения природной среды занимают ключевое место в экономическом и социальном развитии территории. К сожалению, на современном этапе развития российского общества трудно ожидать, что второй сценарий может быть легко реализован. Основным препятствием на этом пути будет ряд взаимосвязанных обстоятельств, а именно:
(1) политическая нестабильность и общая экономическая ситуация (отсутствие необходимых средств);
(2) во многом из-за неэффективности регионального планирования и нерациональности использования имеющихся ресурсов,
(3) что, в свою очередь, обуславливается частым непрофессионализмом ответственных лиц и низким уровнем экологической грамотности населения и
(4) общей инертностью людей и руководителей муниципального уровня, не имеющих опыта проведения конкретных экологических проектов, дающих быстрый и ощутимый для них результат.
Существующая практика показывает, что достижение конкретных природоохранных задач возможно в случае постоянной совместной работы ответственных организаций и лиц, специалистов и исследователей и неправительственных организаций и энтузиастов.